Уважаемые клиенты, предварительная запись по ватсапу и телеграму!
Детский массаж в первый год жизни – путь к здоровью!
Родился очередной житель Земли. В мучениях и потугах прошёл он через родовые пути и оказался в совершенно чужом мире. Что испытал он при этом? Где же мамина пуповина, через которую поступала вкусная жидкость? Куда делась чудесная водичка, в которой я плавал 9 месяцев? Когда мама кричит, сжимаюсь от боли вместе с ней... Через мгновение я понёсся с космической скоростью, изгибаясь на поворотах. Почему здесь так узко, так мало места, голову сдавило со всех сторон? Наконец, стало свободно, но почему холодно, неуютно? Ничего ещё не вижу и не слышу, не умею дышать правильно. Такие ощущения испытывает малыш в процессе родов и сразу после них. У 80 % детей в это время возникает травма шейного отдела позвоночника, особенно, если роды быстрые. В будущем может развиться детский церебральный паралич, нарушения осанки, сколиозы, кривошея.
У человека «шея отвечает за всё». Как предотвратить проблемы? На помощь приходит детский массаж, который делают как здоровым детям, так и при начальных проявлениях неврологических расстройств. Эти проявления должны насторожить: • Голова малыша наклонена к плечу, а лицо повёрнуто в противоположную сторону. • Хватательный рефлекс – отсутствует до 3 месяцев или сохраняется позднее 6-10 месяцев. • Нет сосательного рефлекса. • При резком звуке малыш сгибает и прижимает ручки к груди – в норме бывает до 6 месяцев. • До 3 месяцев у ребёнка ручки должны быть согнуты, кулачки сжаты, ножки также согнуты и разведены в тазобедренных суставах. • Малыш «показывает фиги». • При поглаживании стопы разводит пальчики. • Не держит головку к 1 месяцу. • В 10-12 мес. ребёнок, уложенный на спину, не пытается сесть, а из положения на животе не встаёт на четвереньки.
Безусловные рефлексы новорожденных
1. Стойкие пожизненные автоматизмы. Роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебралъный (надбровный).
2. Транзиторные рудиментарные рефлексы (впоследствии исчезающие). Оральные сегментарные автоматизмы (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой), cпинальные сегментарные автоматизмы (хватательный рефлекс, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползанья, Таланта, Переса), миелоэнцефальныепозотонические рефлексы (лабиринтный, асимметричный и симметричный шейные тонические рефлексы).
3. Рефлексы или автоматизмы только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения. Миелоэнцефальные установочные автоматизмы: лабиринтные рефлексы, простые и цепные шейные и туловищные рефлексы.
Хоботковый рефлекс . При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.
Поисковый рефлекс . При поглаживании в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы, в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года.
Сосательный рефлекс . Исчезает к концу первого года.
Орбикулопальпебральный рефлекс . При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века. Исчезает к 6 мес.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина . Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.
Хватательный рефлекс . Этот рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания II-I1I пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4-м месяце.
Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20см, а затем поднимают до исходного уровня; можно ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20см с двух сторон от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки" в исходное положение, Движение руки носит характер охватывания. Этот рефлекс сохраняется до 4 мес.
Рефлекс Бабинского . Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. Рефлекс остается физиологичным до 2 лет.
Рефлекс Кернига . У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается. Исчезает после 4 мес.
Рефлекс опоры. Ребенка держат подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. Ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных, суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, "стоит" на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2 мес.
Рефлекс автоматической походки . В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Исчезает к 2 мес.
Рефлекс ползанья Бауэра . Ребенка выкладывают на живот, В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, то движения ребенка оживятся, в "ползанье" ребенка включаются руки и он начинает активно отталкиваться от препятствия. Исчезает к 4 мес.
Рефлекс Таланта . У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Рефлекс исчезает к 4 мес.
Рефлекс Переса . В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Рефлекс вызывает боль. Исчезает к 4 мес.
На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.
Лабиринтный тонический рефлекс . Вызывается изменением головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей.
Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей рук и разгибателей ног. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об 'изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.
Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо {иногда их кратковременное разгибание), и повышается тонус противоположных конечностей. Исчезает в конце 1 года.
Туловищная выпрямительная реакция . При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Формируется с конца первого мес.
Верхний рефлекс Ландау . Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе. Формируется к 4 мес.
Нижний рефлекс Ландау . В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Формируется к 5-6 мес.
Простые шейные и туловищные установочные рефлексы . Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной, затем тазовый. Рефлексы появляются с рождения и видоизменяются к 5-6 мес.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище . Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно. Поворот тазового отдела так же вызывает поворот туловища. Формируется к 6-7 мес.
Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов, учитывают наличие или их отсутствие, симметричность, время появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен уже отсутствовать, то есть за пределами своей возрастной границы, он считается патологическим
Когда начинать массаж?
Первый год жизни ребёнка делится на триместры (четыре раза по 3 месяца, как кварталы в году). Детские врачи считают: если начали массаж делать на 3 месяца позже, чем положено, ребёнок будет отставать в развитии от сверстников на эти 3 месяца. Поэтому массаж нужно начинать в первый месяц жизни, на 3-4 неделю. Сколько раз делать?
Массаж в первый год необходимо сделать 4 раза, то есть каждые 3 месяца. Это обусловлено тем, что в данные возрастные периоды происходит скачок в развитии, появляются новые навыки, которые надо закреплять. Цели и задачи массажа
Устранение патологических врождённых рефлексов (неправильных), расслабление тех мышц, которые напряжены, укрепление ослабленных мышц. • Закрепление необходимых навыков (подъём, поворот головы, поворот туловища, умение держать игрушку в руке, садиться, вставать, ползать, ходить), достижение правильного положения стоп, уравнивание длины ножек. • Улучшение общего состояния. • Дать толчок развитию нервной системы малыша в правильном направлении. • Профилактика сколиоза и плоскостопия. Длительность сеансов – от нескольких минут на первых сеансах до 45 минут на последних. Необходимо, чтобы мышцы ребёнка привыкали к нагрузке постепенно. Всего делается от 10 до 15 процедур.
Техника выполнения
Обратите внимание, что хороший детский массажист делает не только специальные приёмы, но и сочетает это с упражнениями (гимнастикой) для закрепления результата, специальными положениями («укладками»). Не зря придумали игру «сорока-ворона». Когда мы водим ребёнку по ладошке, приговариваем, «кормим» пальчики кашей, они потом правильно складываются в кулачок. На первых сеансах применяются щадящие методы: поглаживание, растирание. Эти приёмы разогревают мышцы, расслабляют, успокаивают нервную систему. Разминание – более глубокое действие на мышечную систему (очень нежно «месим тесто»). Именно такими пластичными они становятся при правильно выполненном приёме. Вибрация или потряхивание приводит в тонус те места, где слишком расслаблено. Очень эффективны упражнения на большом надувном мяче, детям они нравятся. Детский массаж обязательно сопровождается шутками, прибаутками массажиста, чтобы ребёнок не пугался. «А теперь считаем ушки…, а теперь здороваемся с мамой», – приговаривает массажист, наклоняя головку ребёнка вперёд и вытягивая ручку к уху. У каждого специалиста свой набор шутливых выражений.
Какой ждём результат?
Кожа ребёнка в первый год является очень чувствительным органом, она тонкая, нежная. К поверхности близко подходят нервы, сосуды. На коже находится проекция всех органов человека. Во время массажа происходит улучшение кровообращения всего тела. Улучшается работа кишечника, сердца, головного мозга, лёгких, снабжение кислородом мышц. После проведения каждого цикла в первый год сразу видна польза, так как именно в этот период можно добиться лучших результатов, идёт активное развитие головного мозга. После хорошего массажа малыш вовремя начинает ползать, сидеть, ходить, стоять, разговаривать, хорошо спит, ест. Растёт смышлёным. Очевидно, что детский массаж является нужным, полезным для организма. Важно найти грамотного специалиста в этом вопросе. Учитесь доверять ему, ведь он выполняет непростую задачу: ведёт вашего малыша к здоровью.