Уважаемые клиенты, предварительная запись по ватсапу и телеграму!
ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ У ВАС ДОМА В БОЛЬШОЙ ВАННЕ С РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ У ВАС ДОМА В БОЛЬШОЙ ВАННЕ С РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ. ( Условно, как позволяет размер ванны и масса тела малыша).
Активные движения чрезвычайно полезны для бурно растущего грудного ребёнка, который всё время лежит в кроватке. Поэтому даже в целях «водной гимнастики» вполне оправдано обучение младенца умению держаться на воде. Ведь кроме этой главной цели ребёнок может вдоволь подвигаться, получая при этом определённую порцию закаливающего, оздоровительного действия водной среды.»
Уважаемые родители, занятия с малышом в воде – это прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания. К тому же они очень ценны еще и тем, что заниматься можно и нужно с первых недель жизни ребенка
Занятия с ребенком в воде усиливают обмен веществ, улучшают общее состояние и настроение ребенка, регулируют функции центральной нервной системы, стимулируют повышение гемоглобина в крови, усиливают защитные функции, увеличивают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, что в целом способствует гармоничному развитию малышей. Но бывает, что вопрос о занятиях с малышом в воде встает не только из желания оздоровиться, но и по – необходимости: занятия в воде очень полезны для детей с такими серьезными заболеваниями как ДЦП и ПЭП и входят общих комплекс лечения. Грудничковое плавание рекомендуется так же при неврологических патологиях без судорожного синдрома (в том числе при гипер- и гипотонусах), анемиях, рахите, гипотрофии, легких формах недоразвития опорно-двигательного аппарата, врожденных кривошеях. Если малыши обучаются грудничковому плаванию с рождения, когда ещё присутствует рефлекторная способность задерживать дыхание при погружении в воду, они быстро осваивается в воде и начинают самостоятельно плавать! Грудничковое плавание для малышей невозможно переоценить. Плавание эффективно снижает излишний тонус мышц, развивает дыхательную систему, улучшает кровообращение и обмен веществ, укрепляет нервную систему. Грудничковое плавание вызывает у малыша массу положительных эмоций. Дети, которые плавают с раннего возраста, ведут себя более спокойно, хорошо спят, имеют хороший аппетит, более контактны и более оптимистичны в дальнейшей жизни. Начинать занятия в воде можно с первых дней жизни ребёнка (дома, в ванной, после пробного занятия с инструктором). С второго-третьего месяца жизни, когда нормализуется микрофлора желудочно-кишечного тракта, уже можно даже идти в бассейн! Благотворное влияние плавания на организм человека известно с древних времён. Никакой другой вид физической нагрузки для детей не сравнится с занятиями в воде. Грудничковое плавание полезно всем, это залог здоровья на всю жизнь! Грудные дети, при систематических занятиях плаванием, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку эта процедура обладает отличным закаливающим действием. Занятия в воде расширяют доступное ребёнку пространство. Водная среда становится для него привычной. Мир, окружающий ребёнка, становится для него богаче, ярче и разнообразнее. Грудничковое плавание способствует быстрому физическому и психомоторному развитию, при этом происходит закаливание ребёнка за счет регулирования температуры воды, что является отличной профилактикой заболеваний. В воде тело значительно теряет свой вес, и грудничку легко выполнять все движения, они становятся пластичными, снимается излишнее напряжение (гипертонус) мышц. Благодаря ежедневным занятиям, в организме ребёнка усиливается обмен веществ, совершенствуется функция дыхания, кровообращения, пищеварения, правильно развивается опорно-двигательный аппарат, быстрее развивается высшая нервная деятельность. С самого начала очень важно расположить малыша к занятию плаванием. Плавание должно стать для него веселой и увлекательной игрой. Ребенок прекрасно чувствует настроение взрослого, который занимается с ним, и если вы будете напряжены или неуверены, это чувство передастся и ему и он не получит удовольствия и пользы от занятий. Поэтому нагрузки необходимо наращивать постепенно, запастись терпением и не торопиться. Всегда нужно помнить, что целью занятия является здоровье и радость ребенка. Главное во время занятий плаванием с ребенком – чувствовать себя уверенно! Грудничковое плавание не показано при серьезных патологиях: мокнущем диатезе, детском параличе, серьезных сердечных заболеваниях, эпилепсии. Грудничковое плавание способствуют здоровому, крепкому сну, хорошему аппетиту, заряду бодрости, здоровья и радости на весь день!!!
Я постараюсь привести вам тот комплекс упражнений, который родители могут выполнять дома сами в большой ванне. Конечно, он будет отличаться от того, чем занимается профессиональный инструктор, массажист, при проведении занятий c детьми в воде.
Упражнения с малышом в воде проводятся в большой ванне, которую предварительно необходимо почистить. Для этих целей лучше использовать пищевую соду, а не хлорсодержащие чистящие средства, т.к. входящий в их состав хлор не смывается полностью после споласкивания.
Температура воды, воздуха в помещении должна быть достаточно комфортная, т.к. аквагимнастика хотя и перекликается с закаливанием, но не является им.
Изначально температура воды должна составлять 30-36 градусов, постепенно (каждую неделю) ее понижают на 0,5 градусов. Минимально температуру воды можно опустить до 28 градусов до закаливающей ванной. Температура воздуха в ванной комнате составляет примерно 22 градуса, дверь оставляют открытой.
В воду не добавляют никаких добавок (марганцовку, эфирные масла, отвары из трав, соль), т.к. ванны с этими добавками являются лечебными, когда рассчитываются объем компонентов и предполагается, что «пациент» лежит без движения. Аквагимнастика – это комплекс активных упражнений, с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно - сосудистую системы.
Во время занятий в воде ушки малыша совершенно спокойно можно погружать в воду, после упражнений их просушивают мягкой ватной турундой (не ватной палочкой!).
Время проведения занятий в воде с малышами младше 4-х месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5-ти минут, для деток постарше – до 10 минут.
В качестве самостоятельного вида занятий аквагмнастика проводится в течение 15-40 минут. По времени проведения, всё индивидуально, с каждым малышом!!!
Для Вас уважаемые родители, упражнения достаточно просты. Конечно, есть масса упражнений в аквагимнастике, даже в большой ванне. Но, чтобы ими овладеть, нужно начать с малого, как говорится от простых упражнений до сложных.
Примерный комплекс упражнений в воде в большой ванне. С рождения, после заживления пупочной ранки до 6месяцев, условно.
Подготовка к плаванию.
В основе плавания младенцев лежит:
-плавание на спине и груди с ручной поддержкой;
-автономными поддержками;
-самостоятельное плавание;
Место занятий дома и инвентарь.
Плавание проводиться в обычной домашней ванне.
Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 дней | 2 недели 10-15 мин. | 36,5°С |
1 месяц | 14-17 мин. | 36,0°С |
2 месяца | 19-22 мин. | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 мин. | 35,0°С |
4 месяца | 29-32 мин. | 34,5°С |
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 месяцев | 34-37 мин. | 34,0°С |
6 месяцев | 39-42 мин. | 33,5°С |
7 месяцев | 44-47 мин. | 33,0°С |
8 месяцев | 49-52 мин. | 32,5°С |
9 месяцев | 54-57 мин. | 32,0°С |
10 месяцев | 59-62 мин. | 31,5°С |
11 месяцев | 64-67 мин. | 31,0°С |
12 месяцев | 69-72 мин. | 30,5°С |
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Обучение плаванию
1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку или животик.
Положение ребенка на спине.
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.
- двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;
- одноручная поддержка "ковшиком";
- одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести;
Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.
Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.
Положение ребенка на груди, животе.
- наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.
-Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.
-Поддержка под грудь;
-Поддержка на боку;
Проводки:
1. Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх. Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде. (6-8 раз).
2. Восьмерка на спине. Ребенок лежит на спине, массажист (или родитель) придерживает его затылок одной рукой. Выполняются(6-8 раз). (6-8 раз).
Восьмерка на груди.
Скорость выполнения упражнения можно менять в зависимости от состояния ребенка (6-8 раз).
3. Рефлекторное отталкивание. В положении лежа на спине, подплывая к бортику ванны, ножки малыша касались полными стопами, это приводит к рефлекторному отталкиванию (3-4 раза).
4. Медленная проводка, на спине и груди зигзагообразные движения вперед-назад. (6-8раз).
Автономные поддержки
Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.
1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.
Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.
Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.
Уменьшение автономной поддержки
Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.
-Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.
Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".
Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше.
Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.
План обучения нырянию.
Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.
Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.
Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».
1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза. Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.
2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание. Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что малыш не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.
3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой». держите так.
Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза. Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке.
ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс. Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы!!!! Делайте то, что нравится ребенку!!!!
А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.
4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.
5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:
Нырнули;
Выныриваем;
Вынырнули;
Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!
Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор !!!!