Любит массажики каждый ребенок.
Делают деткам массажик с пеленок.
Чтобы все детки быстро ходили,
Чтобы все детки здоровыми были!

8 (906) 088 92 90

8 (926) 285 62 18

Массаж при плоскостопии и косолапости у детей

ПЛОСКОСТОПИЕ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО,РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее сводов. В анатомическом строении стоп различают два свода - продольный и поперечный. При уплощении продольного свода плоскостопие называется продольным, при уплощении поперечного свода - поперечным. Последнее встречается редко - обычно у женщин в связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке при связочно-мышечной недостаточности. При продольном плоскостопии свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости, а при поперечном - свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости. В зависимости от причин различают врожденную плоскую стопу, паралитическую, рахитическую, травматическую и статическую. Врожденное плоскостопие возникает вследствие различных пороков развития. В этом случае плоскостопие обнаруживается вскоре после рождения ребенка и может быть одно - или двусторонним.

Паралитическое - как следствие полиомиелита при параличе одной или обеих большеберцовых мышц. Как в первом, так и во втором случае, ребенку бывает, необходима специализированная медицинская помощь (лечение гипсовыми повязками, назначение специальных стелек, поддерживающих свод, и специальная обувь). Рахитическое плоскостопие возникает в связи с мягкостью костей и общего ослабления мышечно-связочного аппарата.

Травматическое - как следствие после перелома костей стопы и голени.

Статическое плоскостопие развивается у детей вследствие слабости мышечного тонуса, перегрузки стоп и пользования нерациональной обувью при недостаточно развитых мышцах нижних конечностей. В последнем случае понижение высоты свода стопы возникает, прежде всего, тогда, когда на стопу постоянно действует большая весовая нагрузка, например у тучных детей с нарушенным жировым обменом веществ. Статическое плоскостопие развивается также у людей, которые большую часть дня проводят на ногах (почтальоны, официанты, парикмахеры, продавцы, массажисты, лица ряда рабочих профессий и т.д.).

Причины

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы. Эти мышцы ослабевают и атрофируются. Особенно большую роль играет функция задней большеберцовой мышцы, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их. Напряжение сухожилий сгибателей пальцев также мешает понижению высоты сводов стопы. Слабость мышечного аппарата приводит к растягиванию мышц, ладьевидная кость перемещается книзу и внутри. В начальных стадиях плоскостопия при ходьбе, к концу дня появляется быстрая утомляемость нижних конечностей, особенно, в области икроножных мышц. В дальнейшем присоединяются боли в подошвенном отделе стопы, которые зависят от растяжения связок суставов, а в некоторых случаях, от давления костей на нервные стволы, идущие к пальцам. Типичными болевыми точками являются центр свода, место соединения таранной и ладьевидной костей и наружный край середины стопы.

Признаком плоскостопия являются удлинение стоп, и расширение их в средней части, снижение продольного свода. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп.

У детей раннего возраста особенно хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это ошибочно может быть принято за плоскостопие. Поэтому, окончательный диагноз подтверждается методом плантографии (отпечатком стопы с помощью красящих растворов) и телерентгенометрии. В результате получают отпечаток (оттиск опорной поверхности стопы), по форме которого можно установить наличие у ребенка плоскостопия. Для получения отпечатка пользуются разными методами. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является метод отпечатка стопы на белый лист бумаги. Нормальная здоровая стопа имеет две кривизны - продольную и поперечную. При поперечном плоскостопии передний отдел стопы распластан, что является одной из причин деформации пальцев. У основания большого пальца появляется костное утолщение, которое разрастается в виде шишки.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным, направленным на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяется лечебная гимнастика, массаж.

Нормальная установка стопы достигается также ношением специальной обуви, стелек-супинаторов и элеваторов.

Задачи массажа: способствовать укреплению мышц свода стопы; снять локальное мышечное утомление в отдельных мышечных группах; уменьшить болевые ощущения в мышцах; способствовать устранению застойных явлений в кровеносных сосудах нижних конечностей; восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства. Массаж оказывает особенно заметное действие в тех случаях, когда ребенок жалуется на чувство утомления и тяжесть в ногах, болезненность по передней поверхности голени и в области стопы.

Методика массажа

Исходное положение ребенка лежа на спине. Сеанс массажа начинается с массажа ноги, применяя поглаживание для общего воздействия. Прием проводится от стопы к паховой области, по передней и задней поверхности бедра и голени, каждый раз обходя коленную чашечку снизу и избегая толчков в области коленного сустава.

Затем проводят массаж голени. Сначала массируется задняя, потом передняя поверхность голени. Применяют приемы поглаживания (продольное прямолинейное, гребнеобразное), выжимание (продольное, обхватом), разминание (ординарное, щипцеобразное поперечное, фалангами согнутых пальцев, стимуляция мышц), растирание (лучевым краем кисти проводится на передней поверхности голени) и легкие ударные приемы (рубление, поколачивание). Особое внимание следует уделять задней поверхности мышц голени. Все массажные движения выполняются по направлению от голеностопного к коленному суставу.

После массажа голени переходят к массажу голеностопного сустава, применяя приемы концентрического поглаживания и растирания (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, «щипцами»). Растирание чередуется с пассивными движениями стопы в голеностопном суставе. При растирании голеностопного сустава прием следует проводить очень осторожно, с небольшим смещением связок и мышц, иначе это приведет к снижению сократительной функции мышц и увеличению разболтанности суставов.

Основными пассивными движениями при плоскостопии являются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот вовнутрь). Нельзя проводить пронацию стопы, это движение усиливает патологическое состояние связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. Помимо вышеуказанных движений можно осторожно выполнять круговые движения стопы по ходу и против часовой стрелки. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разболтанность суставов, пассивные движения должны проводиться в пределах, не превышающих физиологическую амплитуду движения.

Затем продолжают массаж на подошвенной поверхности стопы (непосредственно сводов стопы). Массаж подошвы стопы проводят в положении лежа на животе (ребенку до трех лет рекомендуется лежа на спине). Голень приподнять под углом 45°. Если массаж проводят одной рукой, то другой рукой поддерживают ногу за голеностопный сустав. При массаже двумя руками стопа должна лежать на валике. Массаж стоп проводится для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции. Применяют приемы поглаживания (тыльной стороной кисти, гребнеобразное), поперечное выжимание, гребнеобразное растирание, разминание (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев) и ударные приемы (поколачивание пальцами). Все приемы выполняются по направлению от кончиков пальцев до пяточной области.

На подошвенной поверхности стопы, помимо массажа, выполняются и рефлекторные физические упражнения (подошвенный рефлекс). Рефлекторные движения проводятся детям от 1,5 до 6 месяцев жизни, когда у ребенка выражен физиологический гипертонус сгибателей мышц нижних конечностей с целью стимуляции активных движений стопы. Рефлекторные упражнения проводятся следующим образом: при легком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев ребенок рефлекторно сгибает пальцы ног. Если провести по наружной стороне подошвы по направлению от пальцев к пятке, то возникает рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторяют 2-3 раза для каждой стопы. Полезно после массажа применять механические массажеры для стоп.

Методические указания

1. Длительность сеанса массажа от 15 до 40мнут. Курс массажа -15-20 сеансов, ежедневно или через день.

2. Приемы массажа детей грудного и раннего возраста должны отличаться от массажа для взрослых легкостью и нежностью.

3. Массаж особенно эффективен при лечении плоскостопия у детей дошкольного возраста, а у детей школьного возраста менее эффективен.

4. Массаж сочетают с лечебной гимнастикой, его можно проводить до и после гимнастики. При наличии болей массаж следует назначать после гимнастики.

5. Все физические упражнения, в первую очередь, должны быть направлены на приближение переднего отдела стопы (носка) к заднему (пяточной области), то есть способствовать углублению свода стопы. Например, когда ребенок поднимает внутренний край стопы (косолапит), то напрягаются мышцы, поддерживающие свод и мешающие ему опускаться. В результате выполнения движения приведения стопы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус. С этой целью рекомендуется в домашних условиях выполнять специальные упражнения с различными предметами, например, перекладывание стопой мелких предметов, сжатие стопой резиновой груши, подтягивание пальцами ног матерчатого коврика, захватывание и удержание обеими стопами мяча, захватывание пальцами небольших предметов (булавы, карандаша), а также делать упражнения, стоя на бревне или набивном мяче. Полезна также в теплое время ходьба по песку и камням на пляже.

6. При выраженном плоскостопии, сопровождающемся вальгусной установкой пяточных костей, проведение лечебной физкультуры и массажа должно сочетаться с назначением специальной стельки, способствующей супинации стопы и поддерживанию продольного свода.